Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Пятница, 07.05.21, 01:55
Главная | Регистрация | Вход | RSS


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕАГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ САЯНСКИЙ РАЙОН

663580, Красноярский край, Саянский район, с. Средняя Агинка, ул. Советская, д.39, тел. 8(391)4230532
e-mail sredneaginka@mail.ru
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ - Ткачук Елена Михайловна

режим работы: понедельник-пятница 8.00 - 20.00

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) Горячая линия - http://273-фз.рф/

министерство просвещения российской федерации

Беспокоясь о том, кем ребенок будет завтра, мы забываем, что кем-то он является уже сегодня.
Сташа Таушер
            

 ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ              СТОПКОРОНОВИРУС.РФ                

"ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ"

по решению оперативных вопросов граждан, проживающих на территории Саянского района, возникающих в связи с новой коронавирусной инфекцией, 
вызванной 2019-nCoV    8-950-420-84-56

Действует горячая линия по вопросам начала нового учебного года   +7 (391) 423-05-32

ПРИЕМ ЗВОНКОВ И ОКАЗАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИЙ ПРОВОДИТСЯ   С ПОНЕДЕЛЬНИКА ПО ПЯТНИЦУ С 9:00 ДО 18:00

Меню сайта

Форма входа

Поиск

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Главная » Статьи » В ПОМОЩЬ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 Пакет школьных методик

Это, прежде всего, целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школьников и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности и качествах личности: наблюдение (целенаправленное, с фиксацией количественных характеристик в тетради классного руководителя); беседа (с постановкой цели – как изучения, так и воспитательного воздействия); опросники, интервью, анкеты, тесты (цель их – не только выявление определённых качеств личности и индивидуальности каждого воспитанника, общественного мнения и отношений учащихся к чему–либо, но и сбор содержательного материала для раз­личных форм воспитательной работы). К примеру, простейший опрос на тему «Что я люблю и что я ненавижу» позволит классному руководителю увидеть своеобразие внутреннего мира и душевного состояния учащихся, их «непохожесть» и определить характер индивидуального воздействия.

Школьники с удовольствием принимают участие в тестировании. К примеру, тест «Кто я» даёт возможность учащимся (да и педагогу) изучить себя по нескольким параметрам: экстраверт – интраверт, циклотомик – шизотомик, сома–тоник – церебротоник – висцеротоник, сила «Я» – слабость «Я» (степень эмоциональной устойчивости), общительность – лидерство – конформизм, женст­венность – мужественность, лживость – правдивость (корректурная шкала). Есть тесты, которые предполагают не только воздействие, но и выработку опреде­лённой стратегии и тактики самовоспитания, содержат целую систему упражнений для самостоятельного психологического и педагогического тренинга. Например, такие тесты, как «Стратегический, оперативный и тактический жизненный ана­лиз» и «Что Вы за птица?». Последний содержит рекомендации–упражнения для различных типов характеров по развитию позитивных качеств и устранению нега­тивных. Есть специальные подборки тестов для школьников. Хороший материал для изучения индивидуальности учащихся и включения их в воспитательный процесс классному руководителю дают следующие методики:

• Недописанного тезиса (предложения, рассказа, сочинения...). Например, «Хорошая жизнь – это...»; «Принципиальный человек всегда...»; «Чтобы иметь друзей, надо...»; «Нельзя позволять унижать себя, ибо...»; «Когда я вижу не­достатки человека, то я...»; «Я не согласен с тем, что гово­рят, будто...» и др.

• «Тезис и мнение по нему». Например, «Гордый человек – это всегда скромный человек»; «Чтобы воспитать счастливого человека, надо «приготовлять его не для счастья, а к тру­ду жизни» (К.Д.Ушинский); «Горе – учитель мудрых» и др.

• «Альтернативный тезис» типа: «Дисциплина – это свобода. Дисциплина – это неволя»; «Друзей должно быть очень много. Друзей должно быть мало (один–два), но верных»; «Учит жизни не книга, а опыт. Учит жизни не опыт, а книга» и др.

• «Метод ранжирования» (расстановки в порядке очерёдности по степени личностной значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, принципиальный, весёлый, гуманный, це­леустремлённый, здоровый, великодушный, красивый, муже­ственный и т.д.

• «Цветограмма» (раскрашивание дней недели, часов дня и пр. соответственно настроению, душевному состоянию человека) позволяет воспитателю, классному руководителю не только знать, но и корректировать с помощью определённых воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников.

• «Метод обобщения независимых характеристик» помогает «высветить» разные грани личности воспитанников, когда их характеризуют различные люди – родители, сверстники (активисты, друзья, любящие, а также не уважающие их одноклассники), учителя, просто знакомые. С ис­пользованием этого метода нередко происходит как бы «акт открытия человека». Недаром ещё Лихтенберг высказал интересную мысль: «Постоянно оказывается, что так называемые «дурные люди» от более основательного их изучения выигрывают, а «хорошие» – теряют».

• «Социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе» при периодическом повторении его (как минимум два раза в год) позволяет классному руководителю узнать многое о классе в целом и о каждом ученике в отдельности: кто из учащихся лидер, «звезда»; есть ли предпочитаемые, принятые и, наоборот, изолированные («изгои»); кто кого предпочитает в свободном вы­боре вне классного коллектива; каковы отношения между девочками и мальчиками; какие группировки в классе и каковы их взаимоотношения; сколь сплочённым является коллектив; каков его воспитательный потенциал (в зависимости от того, кто в лидерах и предпочитаемых). В ре­зультате выясняется: как лучше строить в классе отношения «ответственной зависимости»; распределять ответ­ственность за определённые поручения; комплектовать группы для выполнения определённых классных дел; организовать группы взаимопомощи; рациональнее рассадить учащихся в классе для учебной работы и т.д.

Помимо этого, возможно исполь­зование специальных психологических, педагогических, этических игр для изучения и воспитания учащихся. Например, этическое «буриме», «дружеские объявления» («Я... ищу друга, который был бы...»), игра «Я подарю тебе... потому что...» (по цепочке проходят все уча­щиеся класса) и др.

 

Принципы планирования воспитательной работы

 

Всем воспитателям хорошо известна мысль А.С.Макаренко о «программе че­ловеческой личности и коллектива» и его работа по созданию в коллективе «пер­спектив завтрашней радости» – «близ­кой, средней и дальней». К сожалению, мысли эти, да и практика не стали по­требностью современного педагога.

Тем не менее, одной из функций школьного педагога (воспитателя в лю­бом статусе) является проектировочная деятельность, которая предполагает оп­ределение цели, задач, содержания педа­гогического процесса, замысла его про­текания. Всё это отражается в проек­те – плане воспитательной работы. План – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая поря­док, последовательность, сроки выполне­ния и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, других взрослых).

Таким образом, планирование вос­питательной работы – это педагогичес­кое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов:

• целеустремлённость, система­тичность (воспитательный процесс как система);

• конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели);

• оптимистичность (наилучший ва­риант организации, жизнедеятельности);

• диалогичность (учёт мнения всех, взаимодействие);

• индивидуальность (целостное от­ношение к личности каждого, обеспече­ние условий для его самоактуализации);

• научность (в основе – научное понимание процесса воспитания, всех его компонентов);

• непрерывность, преемственность и последовательность;

• разнообразие содержания, форм и методов;

• оптимальное сочетание просве­щения и организации деятельности детей;

• единство педагогического руко­водства и активности воспитанников;

• реальность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

• связь внутри классной работы с работой школы и вне её;

• гибкость плана.

Планирование позволяет классному руководителю:

• чётко осознать цель, стратегичес­кие и тактические задачи воспитания;

• предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состоя­ние учебно–воспитательного процесса в классе, окружающие условия;

• целенаправленно отобрать со­держание и средства, организационные формы воспитательной работы;

• проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии кол­лектива и личности каждого учащегося;

• видеть перспективы собственного самосовершенствования – общечелове­ческого и педагогического.

Укажем и на наиболее распространённые ошибки при планировании работы, допускаемые в практике классных ру­ководителей:

• отсутствие чётко поставленной цели, конкретных стратегических задач воспитания, основанных на глубоко на­учном знании детей и сложившейся психолого–педагогичес­кой ситуации;

• традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, разработок «мероприятий» свыше и, как след­ствие, безынициативность классного руководителя;

• примитивизм планирования (план–отписка, содержащий какой–то, часто случайный, перечень дел);

• неумение привлечь детей к планированию;

• неконкретность и неопределённость спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как детей, так и педагога (типа: «провести диспут», «работать над нравствен­ным воспитанием детей», «устроить «огонёк» или «поход по местам боевой славы» и т.п.).

 

 

 

Как создается план воспитательной работы

Что же непосредственно предшествует планированию воспи­тательной работы воспитателя, классного руководителя? Во–первых, ознакомление с государственными документами, оп­ределяющими задачи школы и воспитания на современном этапе; изучение инструктивно–методических материалов Ми­нистерства образования и местных органов управления обра­зованием; изучение психолого–педагогической и методичес­кой литературы по актуальным проблемам воспитания и по методике и технике планирования воспитательной работы. Во–вторых, определение целей и задач на основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий вос­питания (возможностей города или села, конкретного регио­на, школы и близлежащих учебно–воспитательных учрежде­ний), а также личностного потенциала самого классного ру­ководителя. К примеру, в условиях Москвы может быть сформулирована такая цель: «Стимулирование духовного развития старшеклассников (9–11–е классы) через приоб­щение к большой культуре». На основании цели выделяется группа стратегических задач:

1. Организация внеурочной интеллектуально–познава­тельной деятельности учащихся.

2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка каждым учащимся собственной программы оздоровления.

3. Приобщение учащихся к культуре.

4. Оказание помощи старшеклассникам в профессио­нальной ориентации и самоопределении в отношении к из­бранной профессии.

5. Создание и развитие ученического коллектива, органи­зация и стимулирование деятельности классного соуправления и самоуправления.

6. Воспитание культуры общения, создание опыта куль­турного проведения досуга в свободно выбранных видах дея­тельности и общения.

Помимо этого, могут быть и другие задачи у воспитателя. Так, всячески приветствуется привлечение учащихся к планиро­ванию. В самых разных формах: классный час «Перспективы нашей жизни» («продажа идей» классным руководителем; рас­сказ о наиболее интересных делах, которые можно провести; письменный опрос учащихся), ящик или конверт предложений, опросник, «мозговой штурм» и др.

В практике школ накоплен интересный опыт использова­ния ролевых, деятельностных игр при планировании воспита­тельной работы и анализе хода выполнения плана. Например, игры: «Лидер» (Л.Н.Григорьева), «Мы – коллектив? Мы – коллектив... Мы – коллектив!» (М.Г.Казакина), «Какой у нас коллектив» (А.Н.Лутошкин) и др.

Хорошо также с ребятами изучать календарь знамена­тельных дат предстоящего учебного года, выбрать наиболее ин­тересные и полезные для воспитания учащихся даты. Наконец, для углублённого изучения всех учебных предметов необходимо запланировать ряд экскурсий, посещений музеев, выставок, просмотров спектаклей, предметных недель и т.д.

Могут быть добавлены ещё дела, обусловленные профи­лем школы и класса. Из всего этого составляется перечень ос­новных дел на четверть, полугодие, год. Они–то и будут положе­ны в основу перспективного плана.

 

Виды планов воспитательной работы и варианты планирования

 

В современной школе используются, как правило, такие ви­ды планов:

1. Общешкольный, план классного руководителя, план любого другого объединения детей и взрослых (кружка, секции, клуба, детской общественной организации, методобъединения классных руководителей и учителей–предметников, групп про­длённого дня и т.д.).

2. Перспективный, календарный и перспективно–ка­лендарный.

3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.

4. План работы школы, класса, клуба, группы детей и взрослых по какому–либо направлению, специальной про­грамме, по реализации определённых задач и актуальных про­блем школы.

5. План воспитательного меро­приятия (общешкольного, классного, группового).

6. План работы по развитию инди­видуальности учащихся (А.С.Макаренко: «программа человеческой личности»).

Общешкольный план воспитатель­ной работы, как правило, включает в себя:

• анализ результатов воспитательной работы за предыдущий период времени;

• цель, стратегические и тактичес­кие задачи на будущее;

• научно–методическую тему иссле­довательской работы педагогического коллектива;

• инструктивную и научно–методическую работу с педагогами;

• общешкольные дела (коллектив­ная творческая деятельность);

• работу с научными кадрами, постоянными и временными творческими группами педагогов и детей;

• работу с различными ученическими объединениями, творческими союзами, советами дел, лидерами ученического самоуправления и т.п.;

• совместную деятельность с yчреждениями культуры, науки, образования, здравоохранения, правовыми органами, общественными организациями и т.д.;

• работу по традиционным и инновационным направлениям; вопросы, выносимые на педагогические советы, совещания при директоре, административные и педагогические консилиумы, родительские и ученические собрания и т.п.;

• деятельность в рамках принятых, воспитательных программ и проектов;

• перечень возможных дел в классных коллективах, творческих объединениях, клубах, объединениях дополнительного образования.

Что касается разных вариантов планирования воспитательной работы школы и класса (группы), то это завися от того основания, по которому определяются содержание и структура плана. Приведём примеры.

Если классный руководитель строит свою воспитательную работу на основе системно–ролевого подхода, то в пла­не могут быть такие разделы (В.Т.Кабуш): «Я и общество», «Я и природа», «Я и моя школа», «Я и моя семья», «Я и моё Я».

Для наиболее целенаправленной работы по поддержке самопознания и самостроительства личности ре­бёнка О.С.Газман и его коллеги пред­ложили педагогам разрабатывать сле­дующие целевые программы: «Уче­ние», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».

 

Тетрадь классного руководителя (воспитателя)

 

В перечне обязательной документации школьного педагога нет тетради классно­го воспитателя. Однако практика пока­зывает, что такая тетрадь есть у каждого. Объёмная либо тонкая, упорядоченная либо не очень, со скрупулёзно ведущими­ся записями либо с редкими пометками от случая к случаю.

Мы предлагаем свой вариант тетра­ди классного руководителя (воспитателя) как инструмент научной организации пе­дагогической деятельности учителя. Структура тетради позволит внести в неё максимум упорядоченной информации о делах класса, о прогрессе развитии и перспективах роста ребёнка.

Кроме того, такая тетрадь – сво­еобразная «копилка» классного руководителя»: это папка или конверты с содержательным мате­риалом по различным аспектам и темам воспитательной ра­боты; ежегодные тетради классного воспитателя. А также: папки на каждого ученика (его творческие работы, анкеты, тесты, характеристики, сочинения, письма и пр.) – они, как правило, вручаются в качестве подарка на празднике послед­него звонка на выпускном вечере. А ещё это ценная для пе­дагога картотека форм воспитательной работы с краткими аннотациями и указанием литературы.

Рады сообщить, что недавно вышла из печати рекомен­дованная Министерством образования и науки РФ соответст­вующая брошюра.

А теперь несколько подробнее о структуре этой тетради.

Раздел I содержит общие сведения о школе, в том числе о ре­жиме работы, об организационно–педагогической и научно–ме­тодической деятельности; представлены основные направления и главные дела школы как воспитательной системы.

Раздел II даёт подробные сведения о классе, учащихся и их родителях. Причём поимённый список класса рекомен­дуется воспроизводить с подрезными листами, отведёнными для следующих целей:

1. Сведения о домашних условиях (адрес, телефон, семейно–бытовые условия).

2. Сведения о родителях (Ф.И.О., место работы, рабо­чий телефон, поручение в системе воспитательной работы с классом, помощь, которую могут оказать, присутствие их на родительских собраниях).

3. Материалы психолого–педагогического изучения уча­щихся (результаты анкет, опросников, тестов и т.д.).

Несколько страниц отведены здесь результатам социомет­рического изучения межличностных отношений в классном кол­лективе (за полугодие) и т.д.

Раздел III целиком посвящён организационной работе классного руководителя. Даётся структура органов классного самоуправления (в общей структуре школьного самоуправле­ния) и расписаны поручения каждому ученику класса.

Раздел IV содержит перспективно–календарный план ра­боты на учебный год по воспитательным задачам и разным ви­дам деятельности (интеллектуально–познавательной, ценност­но–ориентировочной, трудовой, художественной и др.).

В разделах V и VI отражена соответственно организация учебной деятельности и внеучебной воспитательной работы. Наконец, раздел VII содержит итоги учебного года, включаю­щие психолого–педагогический анализ достижений и недостат­ков воспитательной работы, а также определение целей и стра­тегических задач на новый учебный год.

Такая тетрадь, безусловно, станет хорошим помощником –организатором классного руководителя, воспитателя.

 

ПЕРСПЕКТИВНО–КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН–СЕТКА

План может иметь такой вид:

 

Календарные сроки проведения дела

Содержание планирования

Сентябрь

1–я неделя

2–я неделя

3–я неделя

4–я неделя

I. Организационная работа

1. Воспитательно–организационные задачи.

2. Содержание «пятнадцатиминуток» классного руководителя актива (в течение недели)

 

 

 

 

II. Организация коллективной творческой деятельности учащихся

1. Познавательная деятельность.

2. Ценностно–ориентировочная деятельность.

3. Трудовая деятельность.

4. Общественно–полезная деятельность

5. Художественная деятельность.

6. Физкультурно–спортивная деятельность.

7. Деятельность свободного общения.

8. Деятельность по профилю класса

 

 

 

 

III. Методическая работа

1. Изучение учащихся, классного коллектива, хода учебно–воспитательного процесса.

2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся

3. Взаимодействие с малым педагогическим коллективом.

4. Работа с родителями

 

 

 

 

 

 


 

Категория: В ПОМОЩЬ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ | Добавил: lenatreb (03.10.13)
Просмотров: 11866 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]